Честно говоря, я тут несколько буду рубить сук, на котором сижу, потому что сам периодически езжу в эти полигоны сатанизма и зарабатываю на этом деньги, но сказать об этом надо. Я считаю, что летние школы КВН мало что дают КВНу.
Они достаточно дают алкоголизму, курению, лени, комарам, влажности, простудным инфекциям, сексуальному опыту, умению жить в непригодных условиях и куче других направлений человеческой деятельности, но КВНу немного. Вот, те, кто бывал в школах, лагерях КВН, не дадут соврать – если ты не умеешь играть в КВН, ты в таком лагере – массовка. Или одна из двуз проституток на выходе, где шутка будет у сутенера. Если не умеешь придумывать, а на этом уровне показывать и придумывать не сильно отличается, ты тоже массовка. Не знаешь, как написать – как ты ее скажешь? Если ты красивая девочка – ты поешь песню или танцуешь в первом ряду, а если ты некрасивый активист, который хочет развиваться круглосуточно, то ты будешь отвечать за реквизит и поругаешься со всеми солагерниками.Зачем люди едут в лагерь КВН? Потусить, побухать, поржать – отдохнуть с квнщиками. А школой это называется для того, чтобы на бумаге всё выглядело комильфо, чтобы родители давали бабло, чтобы молодежные организации получали не выговор за организацию притона, а плюсик. Как происходит обычная школа КВН или лагерь КВН? Все приехали, всех поделили на команды. Если лагерь детский, то насильно по возрастным группам, если студенческий, то они сами поделятся. Дальше им даются задание, конкурсы, куратор, - короче куча всяких скучных вещей, которые надо делать, иначе не будет ОТЧЕТНОГО КОНЦЕРТА. А если надо людей развивать, бросать на новый уровень, повышать их боеспособность как квновских единиц, то нужно читать лекции, писать штурмы, показывать на примерах ошибки и удачные ходы у телевизионных команд, объяснять тренды, короче, передавать опыт и теорию с практикой. А не писать определенное количество материала, который можно собрать, поставить и показать через 3-7 дней перед работниками общепита и женщинами в панамах вместо головы.
То есть, представьте такого парня, который приехал один, знал о КВН только по слухам и тв, хочет всему научиться. Он попадает в отряд- команду, и выполняет либо ее процедуры-алгоритмы-схемы, которые, возможно и самобытны, но не факт, что передовые и работающие. Либо попасть в коллектив с куратором и ловить уже его мозговых тараканов и мышей. И не теоретических, а воплощать их в жизнь. У куратора цель сделать выступление, выпить со всем потом, сфоткаться и здороваться, когда увидитесь потом в городе. И это не от того, что он - говнецо такое. Если он не сделает вам шоу, пусть не победное, но не позорное, то вы на него обидитесь и с вами неинтересно потом тусить на последнем банкете. А эффективно, быстро, несложно и с артистами начинающего жанра обычно удаются только вечные вещи со студвёсен, свадебных конкурсов или проверенные квновские конструкторы и использованные идеи. Конечно, пишущие и веселые ребята сами себе смешное и веселое напишут, но зачем им туда ехать кем-то кроме вожатых? А поедут вожатыми – будут мучиться с упырями- молодыми, ленивыми, неумелыми, эмоциональными, смотрящими тебе в рот, как на отца. И ты будешь их готовить к победе. К успеху. Но не вообще в жизни или КВНе, а конкретно на этой площадке, на этом отчетном концерте. Да и внутри вожатых все равно какая-никакая, но конкуренция есть. Правда направленная не на развитие ребят, а на решение конкретного вопроса. А отчетный концерт – это не экзамен, не мерило юмора. Там побеждает тот, кто больше всего нарезал из бумаги и лучше отрепетировал под хитовую на тот момент музыку. Ибо участники соседних лагерей, местные повара, дворники, организаторы и друзья, которые привезли пиво, чтобы потискать малолеток, - это не сочинский зал даже, это как двор смешить. И жюри тоже, уже чуть залитое, будет реагировать на дураков, пошлость и девок. Не всегда адекватно, совершенно наплевательски, лишь бы никого не обидеть, всем дать по призу, кубку, желудю.
Получается замкнутый круг. Едут люди, которые не хотят играть в КВН так, как в него надо играть и упорно, чтобы чего-то добиться. Готовят их к тому, что им потом мало где пригодится, разве что умение не паниковать в авральном режиме. И делают это, то есть, готовят, те, кому это мероприятие нафиг не нужно, оно просто точка, после которой можно напиться при детях, потому что всё закончилось. Потому что, если бы эти 3-7 дней действительно направить на обучение: мастер –классы, лекции, разбор материала, коллективный штурм разными способами, разминки, импровизации, актерские уроки, советы по режиссуре и т.д.. То не факт, что концерт-то и сложится. Будут обрывки мыслей, куча неупорядоченного материала, начатых и брошенных концепций или одна, которую придумали за 3-7 дней все вместе. А ведь желательно эту теорию не просто бла-бла-бла, а еще и закрепить на ногах-руках и головах. И на самом-то деле, так и надо делать, и несложно будет объяснить всем, что отчетного концерта не будет, мы просто учимся. Но тогда никто вообще не будет из речки вылезать. Вялость вырастет в разы. Все равно ведь, 70% едет туда за компанию. Минимум 70. Они за компанию на все готовы, но получать 3-7 дней школы, института или колледжа по 10-12 часов в день, когда от них принято как раз отдыхать, захотят единицы.
Есть решение у меня на этот счет такое. В конце – церемония. Номинации, призы, дипломы, премии, не формальные, а по делу. Самый большой прогресс, Самый сумасшедший мозг, Король после отбоя. И т.д.. И вот эту церемонию можно дать готовить всем. Костюм. Речь. Видеоролик от фанатов или с приветом. Коллективную кричалку и т..д.. Вплоть до вечерних платьев и светски сделанной тусы (даже в смокингах) в деревянном бараке в лесу, а потом в таком виде в ближайшую деревню искать цыган. Ну или просто обычное закрытие. Монтируется дружеский ролик, часть его тут же снимается, ну, короче, там не надо ничего сложного, все равно будет интересно, кто есть кто. Можно плюсом индивидуальные беседы по итогам, где тренер или куратор расскажет, какие у человека проблемы со стороны, спросит, чего хочешь, что-то подскажет, ободрит. Вобщем, последний день – подведение итогов. А до этого 3-7 дней просто разговаривать с участниками, им друг с другом, делиться опытом, писать штурмы, слушать советы, задавать вопросы. Но никаких коллективных оценок, вожатых, замкнутых коллективов и прочего. Очень сложно учиться футбольной командой в классе, где есть другие дети. Она будет больше сил тратить на самоутверждение себя, как команды, чем на обучение. И особенно, когда одновременно собираются люди разного уровня и опыта.
Сейчас идет модная практика брать известных людей в такие школы КВН. Тут все правильно – на звезду поедут девочки, на девочек клюнут мальчики, плюс сами фанаты, которым всё интересно про большой КВН. А именно: байки, слухи, фотки, заговоры. Но не надо забывать, что если процесс – обучение, то нужны не только свадебные генералы, а учителя. А это разные люди. И не обязательно квнщики. Педагог по вокалу, приехавший на день за 1000 рублей, позволит многим хотя бы попробовать или понять, что все решаемо. Хореограф, режиссер, лучше юмористический, но на лекцию и театральный может прийти. Простые законы, где что ставить, откуда куда лучше ходить. Организатор культ-массовых действий, арт-директор, директор команды, сценарист, продюсер, кто угодно, в КВН все профессии нужны. Такие педагоги есть в любом кульке или училище искусств, есть знакомые, наверняка, либо творческие люди города, которые будут рады бесплатно или за смешные деньги пообщаться с молодежью. Не надо смеяться над уровнем их опыта или заведением. Они все равно знают больше, чем вы о том, что преподают, а самое главное, знают, как это донести до тех, кто не знает. Конечно, им нужно объяснить задачу, дать понять, в каком направлении и на каком языке говорить, чтобы слушали. Выбрать так сказать, способ применения педагога. А популярный квнщик будет ржать и бухать с вами до 5 утра у костра, но вы из этого не вынесете ничего, кроме того, что курить план лучше после текиллы, а не до. Ну плюс пара баек про Василича. Потому что хороший парень – не профессия. КВНщик чаще всего сможет научить лишь некоторым вещам, типа, как вырабатывать уверенность, как структурировать график подготовки и прочие мелочи, которые он получил из опыта. Зато он может помогать профильному педагогу, скажем, звукорежу, чтобы тот рассказывал именно то, что нужно для КВН, а не анекдоты и случаи на концерте Аллегровой.
Если же мы говорим о таких летних лагерях, как о популяризации игры, как о возможности прикоснуться к играющим, или даже звездам экрана, так сказать, для формирования лояльной целевой аудитории, то тогда и задача должна ставить другая. Тогда надо и делать все, как эти фестивали камеди и КВН в Турции, как тимбилдинги, корпоры. Вместе с известным квнщиком прыгать в мешке, кататься на каяке, прыгать с тарзанки, мазать друг друга маслом, фоткаться, купаться, танцевать ночами. Но это же никто нигде не одобрит. Хотя по факту почти каждая квновская схема – это чистый Казантип, стоящий на грани педофилии, по документам – все это пионерские отряды «Звездочка». Родительские дни, фрукты, фотографии с отмытыми кураторами, отчет на стол администрации, позитивные отзывы, охвачено столько-то, рост культуры такой-то. Как всегда показуха побеждает логику. Корочееееее, кто поумнее из организаторов, вы то хоть понимайте, что именно вы устраиваете. Неважно, как будет написано в отчетах, от вас зависит, ради чего будет эта тусовка – ради научить или ради тусануть. Так и делайте. Кому-то понравиться первый вариант, кому-то второй, но попытка переспать с обеими поварихами еще никогда не делала ваш суп вкуснее.