Первая мысль после просмотра финала – какие, интересно, ощущения испытывали романы после поражение от Уфы и Меги? К Меге у меня всегда претензии только качественно-материального уровня, и в финале не то, что было «ах», но лучше, чем в полуфинале и четверти. А вот оказаться в итоговой табели о рангах ниже Уфы, мне кажется, такая новость подорвет эрекцию даже у четырнадцатилетнего армянина. Не говоря уже о депрессивных питерских умниках.
Конечно, с одной стороны, сами виноваты, но с другой-то стороны, это же премьерка, с другой-то стороны у нее голова. То есть, вышка. И вот чем очередное перспективное чудо за Питера там собралось удивлять? Опять же, к визитке вопрос только качества. Там работают персонажи, отбивки, фронт, там просто от игры к игре все становилось унылей и не смешней, потому архив увядал. Есть очень хорошие шутки про Спартак и секцию, но в последнем номере всегда идет слив. И по теме, и по плотности. И коды все хуже. Но даже с этим дефицитом ассортимента в анамнезе Романы берут пятерки в визитке, потому что от них пахнет чем-то взрослым, где есть смысл и нет отбивок с танцами. Затем на биатлоно-разминке они этот анамнез подтверждают. Но затем наступает разочарование, потому что в, так называемых, домашних конкурсах утонченные романы из питера банальны, как обычные парни из Хабаровска. И если первые игры они прикрывались КОПами, которые были тоже не фонтан, но все-таки вывозили их на первые места, то здесь вышечные капитаны уравняли взрослость команд. И на одном гусаро-боярско-косицком эгегее уже не выпрыгнешь. Конечно, им достался не самый удобный гость из вышки, и под него они придумали совершенно чуждый себе ход, где даже действие проходит в Москве. Но это еще раз подчеркивает неумение себя вести в итоговых конкурсах игры. В вышке это будет важно с первой игры, не с финала. Поэтому, хочется пожелать романам либо выкопать из себя драматургов, либо придумывать хотя бы один конструктор, который на себе вывезет конкурс. Типа, питерская привычка, все бросать, не доделав до конца. И начинают номера обрываться в самый нужный момент, и все быстрее и неожиданнее. Ну или телеканал Культура - 4 в Питере. Для самых утонченных, и его внутри наполнять. А умение вязать большие конструкции затем пригодится и в визитке, потому что последний номер может совсем не быть, а вместо него стоять может развязка конфликта с интеллигентом.Ну, что ж, одну команду обсудили.
В этот раз я смотрел финал с женой. За что я ее люблю, кроме совершенства, так это за то, что она вообще не из тусовки КВН, юмористов или прочего. Она банковский работник, мать ребенка, жена, три года стаж домохозяйки за плечами. Нет, конечно, ее вкус изменен моим, она многое видела из юмора по долгу моей работы, но нет стереотипов, любимых команд и прочего. Смотрит, как просто человек, который хочет поржать. Так вот, Доброжелательный Роман ей понравился, но особого впечатления не произвел. Не пятерка за визитку точно. Пятерку за визитку по версии моей жены она отдала бы Хара Морин, а следом за ними шла бы Мега. Последние были бы девочки и Уфа, где по разным причинам был одинаковый чернозем, ну и Город развлечений повеселил в паре мест и коде. Мне было больше интересно, поймет ли она, кто есть кто. Так сказать, я смотрел игру глазами Пельша с грудью. Так вот, не поняла она только Город развлечений и Романов. Не юмор не поняла, там он был доступный, а не поняла конкурентного преимущества. Про Уфу в этом посте не будет ничего, потому что так принято на Руси. Так вот, по романам я уже описал, а вот феномен Города развлечений несколько иной.
Романы проиграли, потому что сказалась их хроническая по сезону хромота на второй конкурс. Это было предсказуемо, а вышечные квнщики просто уравняли статус всех команд. Плюс поражение в биатлоне, причем, даже не от фронтмена Хара Морин, а от Валеры. Психологически это все сыграло против романов, но покажи они просто смешной номер, они бы все равно выиграли. Если не по баллам, то по ощущениям, что им пора в вышку.
Город развлечений же в этом сезоне ставил основной интригой вопрос – может ли команда, позиционирующая себя как странная, быть в вышке? И ответ на этот вопрос мы не получили, потому что в финале была не странная команда, а начинающая команда с элементами странного. Ушла полностью стилистика визитки, ритмика номеров и выходов ведущего, то, что в прошлые игры порой делало странность конкурентоспособной стратегией даже иногда без юмора. Похожий эффект с ними был год назад в первой лиги и стоит он на трех китах: конечности архива, желании сделать что-то финальное и хаотичности приемки материала. Все самое смешное из архива уже высосано, но мозг привычно цепляется за недоупокоенные миниатюры. Они уже есть на ногах, поэтому показываются редакторам бодро, а те, наблюдая откровенную неготовность всего остального, оставляют хотя бы кусок упорядоченного. Такое проходят всем команды на каком-то этапе. Вторая по важности причина, хоть я и назвал ее третьим китом – это хаотичность приемки материала. Ребята и сами умеют писать, и, наверняка, кто-то помогал, значит случилось оно. Когда команда сама не знает, что ей нужно.
Потому что странность – это не вектор, это ореол вокруг нормальности. Ее нельзя двигать, наступит край абсурда, непонятный зрителю. Поэтому, приходится не двигать вперед конфликт или сериал, а постоянно искать разные способы, как сломать реальность. Пишутся такие вещи тяжело. Приходится искать обманные пути, логичные конструкторы, в которые можно запихивать бредовые ступени или наоборот. И для таких команд нужно очень четкое понимание своего стиля и четкие скрипты, какие задания нужно давать авторам. Потому что понятия «странное» и «смешное» у каждого в голове настолько разные, что порой противоположные, а их сочетания - это просто бесконечность толкований. И усугубился это идеальный шторм Города развлечений третьей волной несчастий- финалом. Его статусом. Где на фразу «нужно удивлять» у квнщика автоматически выделяется слюна. Где смотрины на следующую лигу, где нужно добавить взрослости, нужно сделать проще для жюри. И все это команда пытается сделать одновременно. Хотя на самом деле, переход во вменяемость делается в конце одной смешной, но уже серьезной кодой. А понравится жюри можно, как раз, объясняя, что сегодня значит слово «странный». Или очень странный. А вот по этому финалу не было понятно, что вы необычные и стильные, что на пять минут ты погружаешься в «Воображариум доктора Парнаса», населенный смешными чудиками. Была команда малолеток с придурью. И перепридурью. Без создание иллюзиона космос становится бредом. В домашке это отчетливо видно – ну какая ирония судьбы в сентябре? Ну, это сандали с носками в январе на Ямале. Просто хотели взять народный фильм, чтобы бред наматывать на существующий скелет. Второй раз подряд это не работает. Нужен воображариум. Твин пикс. Червяк, который курит другого червяка. Словом, пока городской развлекательный червяк подвис до Сочи. Удачи.
А вот пополнился и знаменитый только что созданный список Шпенькова. Туда входят команды, которые до финала шли с божьей помощью, а там неожиданно мстили уставшим фаворитам. Мега. Не то, чтобы стрельнули, но, когда смотришь на них впервые, у них все понятно и достаточно свежо. Мы придурки, мы за унижение и боль, я хохочу над своими шутками иногда к месту, иногда нет. Очень четкая концепция, если ты брахман. Но понятно за счет вот такого конфликтного фронта и таких типажей. И образы сразу работают. Не везде смешно, но все правильно сложено. Пока это все еще слабо конкурентоспособно в вышке, но это проблема финала визитки, остальное тут вполне смотрибельное, понятное пожилым людям, а если шутить про актуальное, то можно занять нишу смелых дураков. Все зависит от силы материала, поворотов, типажей. Наиболее правильно, хоть и вторично, обыграли Айдара. Уже надоели эти ходы, построенные на внутренних отношениях. У некоторых хватает ума хотя бы стилизовать внутряк под какой-то сюжет, как в Белоснежке у Хара Морин. Вот они идеально сделали, и просто, и неизбито за счет поворота с колдуньей, которую нашли. С одной стороны, две попытки сыграть на внутреннем ходе, с другой - две попытки поиграть в сюжет: Кот и Воланд, - с третьей стороны две попытки сыграть на национальностях, а с четвертой стороны две попытки поворота классического сценария: у Хара Морин и Города Развлечений. Какие одинаковые приемы и какие разные результаты. Про стэм Уфы я не буду ничего говорить, хотя, думаю, Герман выкупил обратно часть своей души шуткой про самую смешную вещь у сборной Уфы.
Хара Морин же выиграл во всех конкурсах, плюс заслужил по сезону, поэтому, в этом году у нас хороший чемпион премьерки. И в вышке залу будет несложно разобраться, что они делают, во что играют, а их межгендерные рычания и ужимки понятны и ребенку, и Гусману. Кстати, знаете, сколько Пельшу? Сорок восемь. Он, как бы компенсировал остальную часть жюри, сто сорок шесть лет на двоих. Потому что средний возраст члена жюри молодежной передачи не должен превышать шестидесяти восьми. Чтобы малолетки судили малолеток. А то наползли бы Зельдины. Понимаете? Вышка, конечно, в области жюри помоложе будет, если в него снова не решится сесть Василич. Но уровень понимания тех, кто будет судить, нужно учитывать, поэтому, видимо, придется нам услышать в начале их первой вышечной визитки что-то про удивительный бурятский край. Хотя, по большому счету, победу именно официально именно в финале им принес биатлон. Далеко не очевидно оцененный конкурс. Знаете, чего хотелось в момент выставления оценок? Объяснений. Мы считаем, что эта шутка смешнее этой, потому что… И мнения. Потому что реально интересно, как из двух-трех фактически одинаковых полушуток они выбирают легендарный победный болт? Да, это непростая будет задача у Вали Иванова, или кто там сейчас на этой роли, написать такую подводку Василичу, комментарии членам жюри, но я бы послушал, как Пельш объяснит, что у него происходит в голове. Мне уже тридцать пять, нужно готовиться к таким вещам заранее. И весь остальной монтаж – это рождение вопросов, а не ответов. Отличие КВН от камеди и стендапа, и скетч-комов, это командное соревнование. Это баллы, жюри, нервы. А тут нервы совершенно не натянуты. Где оскаровский драматизм? Представьте, после последней домашки выходит в смокинге Василич:
- Итак, финальные оценки. Тишина в зале. (НАПРЯЖЕННАЯ МУЗЫКА) У нас три претендента на первое место, и победа сейчас для всех них близка. Нервы на пределе. Я прошу Константина Эрнста открыть конверт с именем победителя, потому что он говорил, что умеет так делать, его научил личный тренер в Лаосе. Извините, я шучу, когда нервничаю, да я тоже нервничаю, я же не весь железный, только бедро…
ОВАЦИИ. ВНУЧКА ПЛАЧЕТ, СЛЕЗЫ КРУПНО, В СЛЕЗУ ВЖИВЛЕН ЛОГОТИП БАНКА «ОТКРЫТИЕ», А В ДРУГОЙ СЛЕЗЕ ЗАВАРИВАЕТСЯ «РОЛЛТОН». ОТЪЕЗД КАМЕРЫ ОБРАТНО.
Дальше в кадре чередующиеся волнующиеся команды, родители, города, где все у телефонов или в скайпе. Драматургия. И там бабах, - выиграли Хара Морин. Бабах, сверху лепестки, фотовспышки, Валера плачет, целуя сцену. Ответное слово, слезы сглаживают бурятский акцент. «Спасибо, мама, папа, бог, оба его зама…». Им все жмут рук, Гусман пытается наклониться и поцеловать, но мешает позавчерашний балык. Они - герои. Затем склейка, кадр черно-белый, гримерка проигравших, тех, кто претендовал. Слова поздравлений, сказанные через зубы. «Они классные, сука!» - интеллигентно звучит питерский диалект откуда-то из угла. А потом гримерка Уфы, а там актеров сдувают, батарейки достают и в сумку укладывают. А потом они такие выскакивают, мол, мы не такие, у нас бронза ни за что. А все смотрят им вслед, и от взглядов слегка плавится на спине и затылке фирменный уфимский мужской костюм с сорочкой.
И не надо ругать монтажеров, из кадров с Пореченковым не смонтируешь «Криминальное чтиво». Такие планы нужно заранее закладывать, обсчитывать, ставить дополнительные посты, вещать микрофоны, выводить корреспондентов, делать паузы в игре, когда будут снимать эти вещи. Возможно стоит предусмотреть диванчик для уставших членов жюри, сделать меньше команд, один смешной конкурс, а все остальное- вокруг него. Как приехали, кто играет, кто поддерживает, коротко о городе, высокие ставки, поехали. И команда феерит, сколько у нее есть минут. А потом и люлей, и тефтелей. Члены жюри хвалят-ругают, сами дают интервью, мнение болельщиков. И не замыкаться в одну схему, а сделать пару подвижных постов и пробовать разные подрубрики, которые нужно прописывать смешно, и за счет голоса за кадром или стендапа корреспондента уплотнить юмор. В общем, выгнать бы всех, кто снимает в амике на год, и другой бригаде поснимать, помонтировать, посмотрели бы разницу. В амике парни в продакшне работают толковые, опытные, но к КВНу уже приелись и замылились. А возможности-то безграничные. Вот и поговорили о Хара Морин. А чего говорить, их-то мы точно увидим в вышке.
Ну и остались девочки. И их попадание в вышку, такое, перед финалом казалось бы, реальное, после финала исчезло, как родинка в крематории. В стэме не хватило концовки, были смешные шутки, но вся последняя развязка была унылее команды, о которой я сегодня не пишу. Плюс кода, смешная, конечно, но такая опускательная, что после этого никаких баллов вниз вам не жалко. Что там случилось на самом деле, я думаю мы вскоре все узнаем с разных точек зрения, но если бы была кровная ненависть и ругань с перечислением родственников, то в зал бы смотреть друг на друга они бы не пришли. Одно слово «женщины»!!! Если выправятся в Сочи, то есть, вернутся к былой легкости и сыгранности, будет круто. Видимо, для этого нужно написать и освоить на ногах новый архив. А все их усиления, если они таковыми являлись, на данный момент вышли более чем спорные, как и у Города развлечений. Команда перестала быть целой, пропал весь дуроватый изюм, стройная женская команда превратилась в салат из людей. Ну и грех не предложить свои версии. Представьте, выходит после игры Василич и говорит в камеру, типа, по секрету мы подслушиваем его разговор с Пельшем:
- Представь, Валдис, прямо перед игрой их капитана укусила змея. У других ребят был номер с коброй, а этот ящик перепутал за кулисами... Кобру звали «Стас Михайлов» а фронтмена Михаил Стасов. Стас Михайлов укусил МСихаила Стасова за губу. Понимаешь? Я просто на игре не стал говорить, итак смешно было, приберег для сочинского фестиваля, там всех порву в горах…
А ПЕЛЬШ КИВАЕТ, КИВАЕТ, ПОДЖИМАЕТ ГУБУ, ПЫТАЯСЬ ПРОСНУТЬСЯ.
Пару слов о начале игры. Там была команда, которая занимает чье-то смешное место, которая за 5 минут ничего смешного непоказывает, в телекартинке делает майки с бумажками и смеется над неграми, которая создает у зрителя негативное мнение о хорошей и смешной игре. это как на твоей улице живет алкаш, который спит на дороге и снижает цену дома в районе. Вот поэтому, я не хочу писать об этой бойкой машинке по производству легкозабываемых продуктов. К самим парням претензий не может быть, они решают свои задачи, но всегда царапает душу, когда такое вот "ни о чем" ползет вверх, а кто-то интересный нет.
Ну и об игре в целом. Финал – это сезон в сезоне, перед ним обнуляются заслуги, не полностью, но значительно. В финале все, как бы, уже молодцы, что добрались досюда, поэтому все изначально не аутсайдеры. Но у финала есть свои ожидания, зал должен понимать, что это самая важна игра сезона. Конечно, Дядя Миша Гуликов, согласно минимальным затратам на педагогику, всех научил так об этом и говорить, не часто, 6-7 раз за приветствие. Но на самом деле эта мысль – это очень полезный инструмент, потому что, пользуясь важностью и пафосом, можно кого угодно вывести, вынести и сделать любую глупость ради большой цели. А уж какую именно глупость – это зависит от того, во что вы играете. А тем, кто играет в глупость, важность события может позволить залезть на стезю обычности, но всю ее исковеркать своим пониманием смешного. То есть, пытаться играть в обычный КВН, но играть номер про Сталина в костюмах пчел. Это был неплохой финал неплохого сезона. И пусть в тройку самого смешного, чем богата премьер лига, незаслуженно вошли Мега и те-кого—нельзя-называть, у хороших команд нынче есть шансы подняться дальше. Потому что хорошо сыграть второй сезон в премьерке не проще чем сходить в свадебном платье в туалет поезда Воркута - Адлер. Всем команда, повторюсь, всем, даже лидерам гонки моих антисимпатий, я желаю шуток, ходов, сна и удачи. Вы все молодцы, что бы я не писал, и не говорил. И как говорится «нет нерешаемых проблем, просто нужно сесть и штурмануть».