Полуфиналы Вышки – это, по сути, ВДквнХ – выставка достижений квновского хозяйства в каждом конкретном году. Это лучшая десятка клуба на данный момент, это максимально высокие ставки в битве за главный эфир года, корпоративы, будущее и прочее, и прочее. Поэтому, к этим играм, как правило, квнщики предъявляют максимальные требования к качеству. Обычный же телезритель, которому наплевать на все интриги, пути команд и бояны, как всегда просто включает телевизор, чтобы поржать, максимум, поболеть за родные города. И с точки зрения телезрителя игра была неплохая. Не истерика – ржака - обоссака, но неплохая. Разные команды, живой Баста на сцене, звезды, Пельш и Гусман в жюри, знакомые лица в зале, вертикальный Василич в углу. Я частенько практикую просмотр игр с кем-то, кто также далек от игры, как Рогозин от Луны, и всячески стараюсь сдерживаться, чтобы не навязываться со своим мнением, а просто наблюдать. И вот, что понравилось не квнщикам. Визитка Камызяк и Мурманска. СТЭМ Саратова и Мурманска. Видео у всех кроме ПК. Итого, по мнению неискушенных телезрителей, готовых в любой момент переключить, когда неинтересно, последним стал бы Красноярск. А прошедшие команды совпали бы с мнением жюри. Кстати, и у квнщиков победители совпали с жюри. А вот в проигравшие, я более чем уверен, все бы с удовольствием записали Дагестан, а не Саратов и не ПК.
Итак, почему же Мурманск и Азамат-бэнд молодцы, а остальные снова не смогли войти в элитную часть клуба? Я не хочу злорадствовать и гнобить кого-то, Вятка во всех своих реинкарнациях тоже не смогла перешагнуть этот рубеж, и только спустя какое-то время я понял почему. Поэтому, я понимаю, как это сложно. Но все-таки можно. Начнем с момента, когда от пилотона откололась первая команда. Саратов отцепили после визитки, сразу, ибо отыграть отрыв 0,6 с такими соперниками после приветствия сродни чуду. За что? Не квнщики и квнщики кривили лицо на одном и том же – на гитаристе. Кусок студвесны или корпоратива на мясокомбинате, поставленный последним номером в приветствии, сделал их визитку даже хуже, чем у дагов. Хотя это, конечно, задача была не из легких. Неважно, что пожилые жители партера там смеялись, в телевизоре это выглядело, как кусок «Поля чудес» в сериале «Шерлок». Эрнст, я думаю, тоже понимал, что свежести в этом номере столько же, сколько нанотехнологий в борще. Саратов в борьбе с собственной унылостью решил использовать запасы мировой сермяги и по делом за это получил. Берешь студвесну, - фаршируй ее юмором, иначе это не КВН, а унылище. То же самое можно сказать о всей их визитке, конструктор которой начался с линейки образов, где ни одна шутка не зашла, какая бы она смешная ни была, потому что это уже прошлый век. Дальше не докрученный не плохой, но заезженный номер про справки, в котором играют все, кто не смешной, потому что смешной в команде только Кирилл. А ведь вытащить заезженную идею может только хороший состав. Дальше Саратов слил карапули, причем, справедливо и сразу. Почему? Вопрос и к редакторам, и к команде. Не написать карапуль можно только при одном варианте- нет времени. Значит, крутили что-то другое или не было авторов, потому что карапули, как и биатлон, это тупо дело времени и количества заходов. Их могут писать даже авторы полуфиналистов лиги Поволжье, а то и Полесье. Дальше СТЭМ. Для меня, как квнщика, унылый, повеселивший только на «Что? Где? Кто?», а для не кнщиков вполне себе смотрибельный. Не смеялись, но было интересно, что по нынешним стэмовым меркам уже огого. Но выхватили они за него чистый трояк. Как Дагестан, который за этот СТЭМ в крепостные времена выпороли бы по гордым суровым кавказским ягодицам. Трояк, как у ПК, которые из букв С.А.М.О.Г.О.Н. хотел собрать слово «ЮМОР». Особенно порадовал бородатый мальчик 72 лет, который не смог выбрать между Мурманском и Дагестаном, и поставил всем 3 за СТЭМ. Не хочу играть в параноика, но такие вещи в КВН случаются, когда команду сознательно топят. Поэтому, Саратов могли увести вниз и по просьбе Василича, это могло бы объяснить и оценки в визитке. Но все это тоже результат унылости. Не будут топить команду, которая нужна в финале. А унылость- результат того, что команда со слабым или нераскрывшимся актерским составом вместо экспериментов и щупания своей тропы стала не учиться смешить, а слушаться советов, как проходить дальше. КВН – игра, в которой минус можно переводить плюс. Концепт – это маскировочная сетка, которая накидывается на слабенький состав с сильным фронтом, чтобы все играло и летало. Смотрите СОК (первые сезоны), ПК (не учитывая волшебного Валеру), Физтех и т.д.. Везде концепты. Почему Саратов решил, что он не эрегированной слабой классикой сможет трахнуть финал? Была инфа, что на полуфинал не хватило денег, но в четверти и восьмушке была такая же дряблая сися юмора, просто соперники были пожиже. А с видео они просто ошиблись. Очень креативная интересная идея, титанический труд в производстве, но нет морали. Что в конце? Ангел стреляет по городу? Это же КВН, почти что комсомол. Должны были в конце все саратовцы вернуться, или что-то еще случиться, что можно записать в папочку «вечные ценности». Жаль все команды, они столько сделали для конкурса, который ничего не решил. А Саратову удачи. Кирилл уже как-то устроится, кому-то пригодится, а остальные сами выбрали свой путь. Потратили 3 года вышки, чтобы ничему не научиться. Дай бог, если я ошибаюсь, желаю удачи всем парням.
Второй аутсайдер определился в карапульном биатлоне. Кстати, конкурс правильный, я его уже года два предлагаю. Просто реализация хромает. В таком конкурсе нужен темп, поэтому, нельзя оставлять длинные песенки, нужно разделять круги, чтобы подряд про жопу, бухло и прочее не пели. А за песенки из разряда «бутылка вискаря» нужно брить команде бровь, чтобы остальные такое не носили. Лучше боян и архивы, чем такая несмешная пошлость. Ну и не надо смешивать белорусский хоккей и карапули. Пусть будет как в классическом биатлоне. Но Василич, видимо, не смог выбрать, а сказать, что торт с рыбой не едят, как всегда в амике, никто не решился. Или уже бесполезно, дедушка не слушает. Такой конкурс проживет недолго, всех скоро за…ет, но пару сезонов вполне себе может быть, как раз будет время подумать, что дальше. Порадовало, что наконец-то слово «карапуля» вышло на экраны и стало официальным. Такими темпами через пару лет в последних словах жюри будут мелькать слова «болт», «ход» и «рефрен».
Так вот, в карапулиатлоне отцепили ПК. Могли и раньше, могли поменять с Мурманском, и на том месте, где оцепили, это было бы, может, и логичней. Но эффект визитки всегда влияет на биатлон, как бы последний не назывался. Жюри, а конкретно Эрнст, посмотрели, поняли, что ан нет, Красноярск нынче не герои игры, а в Дагестане смешной парень, у Мурманска была смешная приветка, Камызяки просто должны быть в финале полюбас. Вывод – нужно отцепить Красноярск тут, а Дагестан отцепиться сам. Почему? Потому что ПК не показало ничего, за что их хотелось бы видеть в финале. Уже три года «привет, уважаемые – качовый рэп – шутки про алкашей с шикарным дуэтом Доча- Валера» и ничего нового. СТЭМ и видео убедили жюри в их правоте. СТЭМ – очередной прыжок на грабли «в жюри старичьё». Зачем брать антураж из сериала, который они не смотрели? По крайней мере, половина. По крайней мере, большая вероятность. Я рискну предположить, что Красноярск считал, что перехитрили всех, придумав актуальную оболочку для шуток про бухло. Мне знакома эта лажа. Знаете, как я ликовал, когда придумался поручик Ржевский для Буша в финале Премьерки 2010, позволяющий впихнуть в домашку три черных болта вместо обычно допустимого одного. И также точно было стыдно, когда это все провалилось на игре, как даже обычные гэги или оценки стали выгдядеть как пошлость и грязь. То же самое произошло и с ПК. Ну еще и шутки несмешные, очередная реинкарнация их стандартного СТЭМа «в гараже», только с херовым материалом. Все в этом СТЭМе было мимо. Возможно, их ужасно-несмешное видео и есть причина их ужасного СТЭМа. Переснимали один конкурс (а у них у единственных СТЭМ снят в студии, что вполне может быть сделано в Москве), не успели дожать второй. Не знаю, кто знает, пишите в комменты. Но морально отцепили их до СТЭМа, поэтому, с такой визиткой СТЭМ должен был не просто смешить, а переламывать игру.
Дагестан. Ну, что тут сказать. Не было мюзикла – не было баллов. Дядя Миша, ну или кто там с ними в этом году, не смог придумать такой же метод для СТЭМа, как для музыкальных конкурсов. Даже видны попытки впихнуть куски мюзикла в этот огрызок конкурса. Анализировать тут нечего, выйди они с полной импровизацией, и то, было бы смешнее. Я думаю, это они и сами понимают, но, в моменты перед игрой запара уже такая, что ничего не отупляешь, утвердили бы хоть что-то и ладно. Хотя сам выбор сказки, где все герои женщины, и это никак не обыграно, говорит о том, что это были очень срочные роды. В этом вся сложность кавказских команд. Очень медленная адаптация к новым условиям, очень сильная зависимость от авторов, избитость стереотипов. Вот нашли мюзиклы для себя и стали рвать. А в СТЭМе не нашли крючок, как подавать себя выигрышными дураками, и всё, тухляк. Хотя, сам факт, что кавказские команды никогда не доходят до финала, опять же, может нести и политический контекст. Мол, вы должны играть, чтобы все видели, что вы часть России, но вы не должны претендовать на победу, чтобы не злить ксенофобское белое большинство у телевизоров. Плохо, если так. Но я так не считаю, если что. Словом, Дагестану к следующему году нужно заранее продумать козыри а ля мюзикл для всех конкурсов. Если за визитки им всегда будут ставить не меньше 4,6, хотя бы из политкорректности, то СТЭМ, домашка и видео могут быть просчитаны, исходя из менталитета и возможностей. Потому что видео тоже было не айс. Причем, во многом чисто технически, по неумению. Шот (короткая серия кадров или сцена с одним гэгом или шуткой) с пастухом машин – это ж потрясно, с квадрокоптера, с машинами, круто, но негде посмеяться и похлопать, слишком короткий. И сам трек неудачный, нет кусков, где залу хлопать, где реагировать, где ставить интонационные и гэговые точки. Там было много неплохих шотов, которые могли сработать с более интересной идеей, чем никакая, с другим монтажом и музыкой. Опять же, жалко все команды, которые потратили столько денег, сил, нервов и времени на конкурс, который ничего не решал.
Ну и победители. Объяснять чужие победы дело неинтересное, поэтому, попробуем понять, что у них общего, что они сделали правильно. С камызяками более-менее понятно. Им нужно было просто приехать на игру более-менее трезвыми и не наблевать на Пелагею, чтобы оказаться в финале. Они задачу решили на первых 1,5 минутах, на потере субординации. Всё. Три не очень смешные ступеньки, но зал сразу понимает, кто в этой игре папочка. Потом такой же наглый ход в карапулях, затем провал в СТЭМе, потому что так и не научились их писать, затем дурное видео на культовую для жюри музыку с видеорядом в стиле культового для жюри режиссера. Я про решающую часть жюри, а не про Пельша с Пелагеей. Новое слово в КВН «Пелагельш» – нерешающая часть жюри, посаженная для шуток команд. Брегович и Куштурица вместе с отличной операторской работой и нехилым предпродакшном принесли им высший балл и снова подтвердили самый выигрышный титул в КВН «Главные дураки сезона». В финале им предстоит отстаивать его перед ДАЛСами, я думаю, справятся без проблем.
А вот пример Мурманска гораздо интереснее. Команда, плавно сползшая в этом сезоне от четкого концепта к самой что ни на есть аморфной классике, заслуживает разбора. Почему Саратов с классикой оказался в полном Саратове, а Мурманск в финале? Потому что они играют на личностях, а не на серости всех кроме фронта. В Мурманске с актеркой-то ведь тоже не ахти. Обычные парни плюс Герман и Аня. И всё, и хватило. Да, их визитка- это набор никак не связанных блочков, каждый из которых независимо работающий аттракцион. Неожиданный песенный въезд-конфликт, умеющая шутить девочка размером с пекинеса и выход в жюри. Каждый мог быть вынут и заменен, как и происходило на редактурах. Мне, конечно, очень жалко, что они не стали или им не дают тянуть их концепт новичков-дебилов, но очень рад за ребят, что они вместе с авторами искали и таки нашли. Может быть, в следующий раз такой же пазл не сложится, но тут всё сработало. Кроме карапуль, которые, опять же, были пройдены на эффекте визитки. А СТЭМ и видео были без слабых мест, сильно каждый бы из них не проиграл бы даже идеальным вариантам других команд. Нигде не было ах-ох, как в их прошлогодней музыкалке из 1/8 или как в капитанском из прошлогодней четверти, но не было и лаж, как их КОП в прошлой игре. Это очень сложно играть в классику с их актерским набором, но они справились, честь и хвала всей банде, кто работал на этой игре. Ну и Аню с днюхой, конечно, лучше Познер, чем Никогдазнер.
И еще есть кое-что общее у Камызяк и Мурманска. Их выигрышные СТЭМы, которые, как всегда в полуфиналах, окончательно формируют результат игры, были про одно и тоже. Про социально-сатирический актуал. Уезжать из России или воровать? Да, КВН почти стал комсомольским развлекаловом на присосе у власти, но сатира все равно находит выход. Пусть даже такой кислый, робкий, но спасибо Василичу, что он дает это делать. Не ссыт, как большинство продюсеров и функционеров. Ведь, по сути, камызяки прямым текстом говорили – надо уезжать, а когда хотели выправиться на позитив, получилось комкано и блекло. Мурманск прямым текстом говорил, что тех, кто ворует и у власти, очень устраивает, что люди в России думают не головой, и что со времен Грибоедова ничего не изменилось. Не было пинания Обамы, не было потрясания кулачками в сторону Псаки, даже на сто процентов конъюнктурные камызяки сделали достаточно непатриотичный СТЭМ. И жюри именно эти две команды вывело в финал, значит, на это есть спрос. А спрос будет рождать предложение. Надеюсь, это только начало, и КВН снова будет хоть какой-то отдушиной в стерильном мире всеобщего патриотизма и шапкозакидательства.
Что еще сказать о полуфинале? Убрали СТЭМ со звездой, ангелы на небе протрубили в свои серебряные трубы. Но тут же демоны сели на плечо Василичу и прошептали «видеоконкурс». Не может амик сделать полуфинал без обязательного умывания командами кровью. И дело не в конкурсе видео как таковом, это отличный смотрибельный конкурс, команды стараются, сейчас есть доступные возможности для съемок: квадрокоптеры, риги, стедики, гоупрохи, графика, банки футажей и т.д.. Но как можно за два дня до игры вырезать команде видео, которое желается неделю? Ведь это видео смотрели редакторы, смотрели, резали, а потом херак, Василичу показалось, что это пошло, не смешно или «они могут лучше» и раз, у команды есть новый плохой видеоконкурс, но нет СТЭМа. Либо доверяйте командам, которым даете такие конкурсы, либо не делайте. А так изнасилование ради ничего. Это раз. Два. Визитки заканчиваются, не успев начаться, а СТЭМы тянутся как первоклассники на нулевой урок. Зачем? Зачем вы так сношаете эфирное время и команды? Пусть сделают десятиминутную визитку и видеоконкурс. Все, что есть смешное- в визитку, остальное в видео. Пока не сдал видео, не показываешь визитку. Пока не сдал Василичу, если уж никто из редакторов его не может предсказать. В чем смысл других конкурсов, если это также домашние заготовки? Показать актерскую игру, драматургию, вокал? Заложите это в визитку. Если она будет 10 минут, там все это придется делать. И для монтажа пространство отличное, и команды раскроются сильнее. Ну да ладно, советовать амику, как прокачивать харизму Медведеву. Еще никому не удавалось. Ну и ладно, это их бизнес.
Ну и как всегда в конце. Спасибо всем командам за игру, вы все монстры и пахари, раз добрались до полуфинала. Не сдавайтесь, не ругайтесь, не теряйте надежду. В КВН, как и в жизни возможно всё.