Закончился сочинский фестиваль, команды уехали зализывать раны и выцеловывать бюджеты. Начинается время восьмушек и фестивалей. Для кого-то сбыча мечт и выплескивание накопленных архивов, для кого-то ломка мозга в поисках нового дыхания. В любом случае, если вы уже входите в новый сезон, то это автоматически новые надежды. Редкая команда едет на первую игру с мыслью «хоть бы обосраться пожиже». КВН. Клуб Веселых и Надеющихся. Но редкая надежда выживает без поддержки опытом, талантом, деньгами и временем. И как раз об опыте я сегодня хотел бы поговорить. До Сочи и в Сочи посмотрел немало команд, и на сцене, и в коридорах, и на штурмах изнутри. Сложилось ощущение, что их реально этому никто не учил. Причем, все порадовали желанием, отношением, не зажатостью, все достаточно открыты к идеям, все смеются, что-то записывают, но я пару раз видел, что дальше происходит с материалом, и это, конечно, дикий ужас.
Во-первых, половина команд записывает шутки на штурме условно. Гитлер и флаг. Случай в кондитерской с математическим уклоном. И т.д.. Причем, там не такая скорость придумывания, чтобы не успеть, а даже, если она и такая, нужно попросить кого-то временно записывать, пока вбиваешь шутку так, как она звучала, когда над ней смеялись. Память, особенно нетренированная, не держит нюансы, интонации, конкретные формулировки, поэтому, ее нужно страховать. Плюс, в этот момент шутка только что придумана, её быстрее общим штурмом легко загнать в нужные емкие и яркие слова, сохранив парадокс.
Далее внутри файла. Файл нужно называть «Штурм и день, когда он был». Если в день штурмов несколько, можно вести один, можно составлять каждый раз разный файл «Штурм день 01», 02, 03 и т.д.. Туда все вбиваете, что зашло на зачитках, либо греет какое-то количество участников команды. Затем эти штурмы копируете в один файл «Штурмы дата- дата» или «Архив на …дата». Внутри этого файла делаете группировку материала. По блокам, по схожим ситуациям. «Диалоги в линейке», «Муж и жена», «Начало» и т.д..
Со временем, у вас начинают копиться в этих группах шутки. Как только их там больше двух, сразу сбивайте их в мини-блоки. Какая первая, какая за ней, сразу становится понятно, чего не хватает. На промежуточной зачитке читаете все, что есть в архиве, создавая приоритетность групп. Все группы, которые интересные и их нужно штурмовать, переносите в верх файла, затем слово «запас» и ниже менее приоритетные на данный момент блоки и идеи. Таким образом, тратя минимум усилий по ходу штурма, вы в итоге получаете материал, который легко переформатируется в файл «визитка с дырами». На промежуточной зачитке, там же, где формируется визитка и запас, идеи и ходы тестируются по следующим критериям:
- количество смешных шуток внутри. Потенциал идеи может быть огромен, но если за час-полтора туда ничего не придумается, то вам эту штуку вряд ли получится реализовать и оперативно переписывать.
- есть ли болт? Как правило, в номере или ходе есть номерообразующий болт, произнесение которого делает этот номер оправданным для зрителя. Вокруг может быть руда, первая вводная и последняя кодовая шутка, но этот должен быть. Тогда можно остальное дописывать. Есть номера, собранные из середняка, когда люди сильно раскидываются определением «болты». И даже такие номера могут заходить, но это уже зависит от кучи вещей, таких как актерская игра, постановка, реквизит, антураж, короче, надо стараться искать болт.
- кто делает этот номер в составе команды? А на кого нужны номера?
- кто шутит в номере, это всегда один персонаж? Можно и два, но это сложнее, и ответная шутка может поломать темпоритм и заходимость. Поэтому, лучше один шутит, один или несколько накидывают.
- можете ли вы это поставить так, как это нужно? Если вы придумали гениальную идею для мюзикла, но вы их никогда не ставили, у вас бюджет – 75 рублей, а игра через два дня, то вы похороните себя этим.
- разнообразие и сила номеров. Это порядок того, как понравившиеся номера встают в тело визитки. Под номерами я понимаю куски визитки: представление участников, представление команды, блоки и миниатюры в середину, карапули, массовые движухи, выходные персонажи, короче, все, что вы умеете писать и ставить. Их на той же промежуточной читке тоже можно расставить по силе, по темпу, по картинке, чтобы максимально продать наиболее сильные из номеров. Там же нужно понять, чем вы заканчиваете, чтобы решить – писать еще идеи на последний номер или у вас уже есть эта часть выступления. Последним номером может быть и финал конфликта, и признание, и массовая постановка. Главное, чтобы сильнее этого в вашем выступлении ничего не было. Чтобы зал не сползал в эмоциональные ямы, из которых вы их не сможете вытащить. Если есть блок медленный, на паузах, то вокруг него должен быть драйв. И т.д..
Это выглядит как формализм и многобукв, но это очень полезные инструменты для работы над текстом. Упорядоченное хранение плавно переходит в работу над сценарием, за буквами начинает появляться тело визитки, можно легко скорректировать направление работы, если это тело растет как-то не так. Поэтому, все вбивать, сбивать и объединять желательно как можно чаще, чтобы была онлайн карта вашей подготовки. А то иногда кажется, столько написали, а потом бац, и оказывается, что все одинаковое или не туда.
И это только во-первых. Люблю краткие и емкие предисловия. Всем здравствуйте, и сразу к номерам.
Помнится, вы рассуждали о том, что возможно Лиге Смеха предстоит поднимать уровень современного КВНа. Да и вообще сейчас в сети порой высказываются предположения, что возможно в Лигу Смеха будут стремиться российские команды. И в связи со всем этим вопрос. Быть может, это из области фантастики, но всё же не хотели бы вы собраться "Вяткой" и попытать счастья в Лиге Смеха? Уж если местный зритель, что называется, вкурил "Прозрачного гонщика", то и ваша Тёмная Армия вполне могла бы зайти на "Ура". Извините, если подобный вопрос уже задавался.Не думаю, что формат темной армии сегодня на Украине был бы уместен. Когда на территории твоей страны идет война, и приходят реальные грузы - 200 во все регионы Украины, к такой тематике отношение всегда будет острое, в какой комикс ее не спрячь. А уж российский след окончательно испортил бы эффект. Насчет вообще российских команд я вполне допускаю такое развитие ситуации. Они даже могут избежать общественного давления, если будут соблюдать российский формат КВН- ни слова о том, что на самом деле интересно. Но с таким форматом они должны быть суперталантливы, чтобы уделать местных с их актуальностью, вольготностью в политике и знании украинских тонкостей. Поэтому, если команда из России туда поедет, то на фестиваль и для экзотики. Я бы на месте редакторов не стал брать такую команду в лигу, потому что, чтобы они не сделали с ней потом, это будет повод что-то поразжигать. Вылетели в одной восьмой – вот она братская дружба,- заверещит рашатудэй. Выиграли финал- расстрелять Зеленского за измену родине.
Здравствуйте, Константин! Вопрос такой: чтобы концепция команды была рабочей, понятной многим и интересной из каких пунктов она должна состоять?Итак, продолжаю ликбез. Те самые номера, которые мы определили в моем коротюсеньком введении, это кирпичики, из которых состоит любая визитка. Не все из них можно использовать, Город Пятигорск никогда, например, не пел карапули, а Кефир не делал массовые постановки, но изначально все эти инструменты есть в наборе каждой команды.
Какой бы концепции вы ни были, вам придется ответить залу на ряд вопросов. Первый- вы кто? На этот вопрос отвечает номер первый- начало выступления. Если вы команда в стиле «танцы против юмора», то здесь, конечно же, драйв и пепел, падающий на голову Мише Ярченко. Если у вас статика, то пишем шутки, максимально доступно объясняющие залу, почему вы дебил, но смешной. Если у вас конфликт, то заводим жертву, затем выпускаем хищника или наоборот.
Второй вопрос и второй кирпич в стене вашего визиточного могущества – это представление команды. Это не обязательно «это Моня». Это может быть: «Так, дебилы, где Назаров?!». Это коротко и понятно, что они дебилы, он демон, а Назаров сейчас пошутит и огребет. В одной фразе. Но, честно говоря, я считаю, так тратить такой жирный кирпич глупо. Залу интересно узнать, а кто вот этот дебил, а почему у этого во рту ложка, а этот в ластах. Чем больше вы дадите залу поводов для вопросов, тем жирнее и толще будет ваша стена. Наталкивайте зал картинкой, вопросом, образом на вопрос, и отвечайте на него. Это максимальная актуальность. Для зала только произошло событие- вышел человек с оленьими рогами с флагом Единой России. У зала сразу интерес, а значит, вопрос: «Это что за хер с горы, что происходит вообще?!», - а олень и говорит: «Все наши за Единую Россию. Даже нет, все, кто за Единую Россию – наши!». Зал получил ответ на вопрос, который только что сформулировал, это максимальный интерес, дающий максимальную реакцию.
И далее мы идем по кирпичам- вопросам от зала. Есть очевидные, которые зал имел в голове. Почему эти ребята должны победить? Насколько они крутые? А почему у них нет девочек? Сколько этот толстый зарабатывает? А с подтанцовкой они спят, наверное? А есть вопросы, которыми вы сами подбрасываете в зал. Вдруг все кроме одного зарыдали. Вдруг включился экран, а там Петросян. Вдруг выехал на лошади карлик на сцену. Вдруг. Вдруг. Вдруг. И такой вдруг, чтобы зал не испугался, не расстроился, а почувствовал интерес. Понятный интерес. И сформулировал вопрос. И чем вы точнее подскажете залу, какой вопрос ему сформулировать, тем легче вам написать смешной ответ. Если выходит человек с воздушным змеем и детской коляской, у зала смешанные вопросы, кроме одного «это наркоман?» их ничего не связывает. А если вышла беременная баба с тремя детьми и спросила: «Так вот ты где?». То всему залу интересно, кому она задала этот вопрос. И простая обманка здесь стрельнет сильней, потому что нерв интереса натянут ярким входящим персонажем. Иногда нерв натягивается просто крутым подводом к номеру.
И эти кирпичи будут строить ваше выступление, какая бы концепция у вас не была. Хоть Плохая компания, хоть Мурманск, хоть Раисы. Концепция- это одно предложение, описывающее команду так, чтобы ее легко можно было отличить от других. Команда хулиганов. Темная армия пороков. Начальница хабалка и команда. Начальник тиран и команда. Олдскульные физики из Подмосковья. Когда есть харизматичный лидер со свежей подачей, по сути, весь концепт – это команда Азамата или команда Германа. Или команда Гудка.
Чтобы концепция была понятной, простой и работающей, в ней должен быть понятный и работающий конфликт. Вот у физиков конфликт со временем и с глупостью современности. Не самый простой, вот и мучались. У Мурманска конфликт с командой, плюс с правилами КВН, плюс конфликт с Аней. У Камызяк конфликт с залом и с Дороховым. У Вятки – с добром, генералами и конкурирующим злом. У Пятигорска – с командой и Катей. Можно и три конфликта сделать, но все должны быть понятны залу. Вот в вышке сейчас будет конфликт трех типов парочек. И внутри каждой парочки еще конфликт. Это как команда КВН «Даешь молодежь», где герои разных скетчей еще и между собой бы цапались.
Здравствуйте, Константин! Какие особенности школьных лиг КВН. Есть ли ограничение по темам?Не сталкивался кроме как в зале. Про взрослые темы просто нельзя со взрослой точки зрения шутить, но если постараться, то про все можно сказать. «Дорогой зал, мой папа вчера пришел ночью домой и пел песни на кухне с дядей Витей. Например, такую….». И смешная песенка про взрослую тему, а если надо, ее затем оборвут, мол, тут нельзя такое.
Слышал, что некогда мужики из Служебного Входа кинули на бабки какого-то наёмника. Мол, мы тебе заплатим только за тот текст, который прошёл через огонь редактуры. С командой вроде бы ничего не произошло, никто не прессовал. Возможны ли "кидки" в наши сытые 2010-е? Если да, то смоделируйте: что произойдёт, если суперавторитетная команда кинет на бабки суперавторитетного наёмника?Очень редко, кто работает дистанционно, присылая номера. Это либо друзья, которые помогают, когда уже жопа, либо давно знакомые квнщики, которые потом отплатят тем же, либо имеют статус и доверие. Типа как Швед биатлон за 100 штук закрывает или закрывал раньше. Просто присылает много, из чего всегда даже редактурой нужное количество отбирается. Тем более, платить за то, что отобрала редактура – это играть в жмурки с бензопилой в руках. Никто из авторов на такие условия не будет работать всерьез. К тому же всегда есть предоплата. Мы, когда едем к кому-то, я всегда беру предоплату, потому что все братья, и все хорошие люди, достойные доверия, но, если что-то случится, скажем, с вашим вузом, краем или городом, первым будут экономить не на хлебе.
"Возможно, когда-нибудь Зеленский займётся российским КВНом". Было бы неплохо, конечно, но как Вы себе это представляете? Вова имеет в России репутацию апологета и спонсора Восточной войны - цитируя Потапа, "А разве продаст тебе кто-нибудь билет в Москву?".Я не знаю, какую репутацию Зеленский имеет в России, многие его помнят по КВН, многие по рассмеши комика, по кварталу, сериалам, фильмам, сейчас по Лиге смеха. Во всех этих проектах он достаточно адекватен, тактичен и неплох. Поэтому, апологетом врага его считает несколько процентов, остальным наплевать. На его территории идет война, на которой гибнут его граждане, на его месте можно было быть гораздо более радикальным, если бы были политические цели. Значит, их нет, значит, он разделяет политику и бизнес, значит, думает и о российском рынке. Контент квартала, особенно «слуга народа» - это продукты, которые здесь не будут производиться еще долго, а запрос на это есть. Поэтому, когда кончится нынешний режим, то Зеленский, а теперь и Чивурин, может оказаться одним из функционеров юмора, который придет делить российский рынок. По крайней мере КВН-рынок.
Что произошло с МЧС на этом Сочи во втором туре? Первый тур хорошо зашли ж?Ну и первый тур, надо сказать, тоже не изорвали в клочья. Я писал об особенностях подготовки к этому Сочи. Очень обидно, пропустить такой шанс попасть в вышку, но были реальные сложности. На первом туре мы сделали из Гагары немного е…шку, были песенки, внутряк, ко второму пересобрали другой вариант, более спокойный и сбитый. Заходили, по ощущениям, одинаково, просто второй тур был коротковат, 4,5 минуты, не хватило и по времени и по плотности. Наша задача минимум была утвердить Гагару в составе команды и у Василича, и у руководства МЧС, - не забывайте, это команда в форме, тут везде есть тонкости. Эту задачу мы выполнили, постараемся теперь сделать весело в премьерке.
Константин, добрый день. Что думаете о концепции команды в образах депутатов, министров или политсилы какой-нибудь. Ясное дело, что члены команды по возрасту и виду должны напоминать Радио Свобода. Здесь ведь и допуск для политического юмора, и постоянный актуал по заседаниям правительства, конференциям президента, законодательном творчестве ГосДумы. Плюс возможность "на равных" общаться с жюри и ведущим.Вы не будете общаться на равных с ведущим, потому что вы не депутаты и не министры на самом деле. Даже если на сцене будут люди из Монди. Либо это будут региональные политики-фрики, которые опять же не дадут того статуса. Концепция такого плана работает, когда это правда. Спасатели, военные, менты,- они реально спасатели, военные и менты. Никто не поверит, если выйдут квнщики и скажут, мы культуристы. Это должны быть реально качки. А из настоящих министров и прочего вы команду не соберете. Можно придумать какую-то региональную смешную партию, но это, опять же, будут фрики. Да и не рискнет никто политическую сатиру, как единственную движущую силу команды, взять в телик.
Вот Вы говорите, мол, страна у нас закрывается, жести в маскульте становится меньше, и это как-то влияет на качество юмора. Но разве "чистота" (отсутствие жопосортира, политики и религии) комедии - это плохо? Вот, например, есть на Западе сильные и высокоавторитетные стендаперы - Джим Гэффиган, Джерри Сайнфилд, Деметри Мартин. Их стендап настолько крут, и вместе с тем непорочен, что они со своим материалом могут хоть гастролировать по Северной Корее или Саудовской Аравии. Я уже молчу про СССР, где снимали отвратительные фильмы всех жанров, но вместе с тем штамповали лишённые пошлости комедии, которые действительно легендарны. Чистый юмор никого не оскорбляет и не выбешивает. Так, может, оно и хорошо, что чернуха в РФ на экран не лезет?Чего-то я не видел гастроли стендаперов в Северной Корее. И в Саудовской Аравии они бы выступали для туристов, вряд ли они покорили бы местные пабы, которых там нет. Это раз. Два- чернухи и порнухи сейчас на экранах гораздо больше чем было даже в 90-е. Тогда было можно все, поэтому, просто рамки были шире, поэтому, и сиськи можно было увидеть на первом. И это не говорило о качестве. Сейчас все научились прикрывать порнухой качество. Посмотрите новогодний огонек, посмотрите новости про войны, посмотрите дом-2, который никто не запрещал и не будет. Все советские комедии, даже самые трогательные, как только упал железный занавес, просрали двухкопеечным боевикам с Лоренцо Ламасом и Майклом Дудикоффым. Видимо, автор вопроса не жил в совке, потому что железный занавес – это был именно занавес. Любой продукт из-за занавеса был запрещен, потому что показывал, что там жизнь лучше, даже если шутили там о кроликах и деревьях. Люди «клуб путешественников» смотрели, потому что там по 10 минут, но показывали другие страны, города, другую жизнь.
Ни одна закрытая культура не сможет конкурировать за массового зрителя, чем всемирное культурное сообщество. И итальянская, и японская, и кавказская, и американская еда сразу же вытеснила русскую, как более удобная, вкусная, красивая, полезная, - в каждой свое. Главное- эта еда училась конкурировать с другой едой, поэтому, стала продаваемой, востребованной и умеющей откусывать свой кусок рынка. Наша музыка, мода, архитектура – все проиграло, потому что варилось в собственной луже, тогда как мировой бизнес закалялся в океанах. И сегодня, ограничивая хоть что-то, мы просто закладываем бомбу, когда плотина рухнет, мы получим такое низкокачественное свое, что будет снова все импортное. Включая юмор.
Вы рассказывали про Чёрный КВН - фестиваль, на котором творилась мастурбация, куннилингус, обнажёнка и прочее. В связи с этим вопросы:Мастурбаций там не было, шутки о ней были, куннилингус тоже был единожды, причем, это никак не обрушило и до того гремящую славу этого человека. А вас интересуют только такие явления? А может, все-таки, то, какой юмор там был? А там ведь было очень смешно. Это было самое смешное мероприятие в году, потому что можно было шутить про все, что угодно. Это была смесь внутряка и чернухи, в жюри все топ-редактора, Марфин, Чивурин, в зале все квнщики, кто смог попасть. Все админы, авторы, режиссеры, все кроме семьи. Это была та отдушина, которая позволяла высказать все друг другу и не обижаться, даже если Баруля видит номер «Баруля дрочит за кулисами». Это была заруба и за деньги, общий сбор с билетов доходил до сотни, поэтому, победитель поднимал неплохой кэш. Поэтому, готовились. Поэтому, было смешно. Поэтому, чтобы выиграть смешных, люди шли на крайний жестяк или крайний внутряк. Или на их смесь. Там же прощались с клубом чемпионы, там же были первые ростки стендапа, когда люди просто говорили с публикой. Выступить могла любая команда, не было редактуры. Короче, остров свободы в тогда еще более-менее свободном КВН. Закрыла администрация Жемчужины. Сначала черный юмор был вообще в Хрустальном, затем его спрятали в песочницу, сделали по билетам. Времена становились все более пуританские, закручивание гаек, вставание с колен. Сначала шли предупреждения, затем кто-то снял на видео, Баруле пришлось закрыть любимую отдушину. Теперь ее роль разбросана между конкурсом разминки и биатлона, которая проходят там же.
а) Кто, как и когда прикрыл Чёрный КВН, если он и так был неофициален?
б) Эстетика у людей разная. Было ли среди элитных команд (полуфиналисты-финалисты Вышки) разделение на "чёрных", которые участвовали/посещали Чёрный КВН и "белых" - интеллигентов, которые весь этот праздник чернухи игнорировали? Или элита была поголовно замешана в Чёрном КВНе?
Здравствуйте, как вы думаете с чем связан выход команды Город мечты в Первую лигу?А что я должен об этом думать? Попали во второй тур, финалисты Поволжья. Я с ними работал только на полуфинале, поэтому, никакой ответственности не несу. Но там ребята толковые, самопишущие во многом, есть образы, если найдут свое русло и упорядочатся, вполне могут заиграть и повыше уровнем.