ТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛУЧШИЙ ФЕСТИВАЛЬ

Добавлено 2019-01-27 11:47:42 11835


Сейчас будет лонгрид, поэтому, приготовьтесь и здравствуйте. Пока еще все живо в памяти, просто необходимо вылить это на вас. И на тех, кто был, так сказать, сравнить послевкусия, и для тех, кто не поехал в этот раз, чтобы капнуть укуса на рану, и для тех, кто вообще не был в Сочи, чтобы заразить фестивальным вирусом. Ну что ж, поехали! Случай в посте Ворона.

Это был чемпионский фестиваль. Никто из нас не понимал, как себя нужно вести по такому поводу, что делать: давать целовать руки, или, может, орать и требовать, чтобы лифт сначала ехал на твой этаж. Но понимали, что этот фестиваль нужно запомнить. И фестиваль не подвел. Я столько раз "спасибо" не говорил даже в день рождения, причем, даже в прошлой жизни, когда родился Буддой.

Однако, так как мы заехали 10-го, долго писали-переписывали, и никуда от гостиницы не отходили, я снова прожил этот фестиваль как квнщик, а не как гость, приезжающий на несколько дней. Снова впитал изменяющийся запах коридоров, вместе с фестивалем перестраивал свой суточный график, ел сосиски в тесте около лифтов, кряхтел после них в фаянсовой комнате, прилипал к полу в дайнере, курил у склепа, ездил на служебных лифтах и пил из стаканов с чужого номера. И так как полный фестиваль я не проходил уже лет 12, то автоматически начал сравнивать. И вот что мне показалось.

Начнем с тусовки. Есть ощущение, что усугубляется разлом по линии тусовка - телеквн. Одно все меньше пытается ужиться с другим и процесс этот двусторонний. Например, возьмем, внутряк. Почему его так много? А потому что внутряк - это самое актуальное, что есть на фестивале, потому что кто еще оценит шутки про Рубика, Ярченко, Дудку, Дайнер и т.д.. А любая острая актуальность, особено с которой ты сталкиваешься из года в год, автоматически рождает кучу юмора. Раньше для их слива были выступления команд в хрустальном, музыкальный кубок, черный биатлон, вечер черного юмора. Сегодня везде есть аналоги, но на самом деле нет.

Сегодня все развлечения фестиваля- это организованная и спущенная сверху программа, как в пионерском лагере или комсомольском слете. Вот вы ведете тут, вот вы делаете здесь, вот вы на интервью, вот вы сюда. В итоге, у молодых команд снова нет никакого шлюза, через который можно было бы спустить внутряк, чернуху и абсурд. У команд вышки получается левый геморрой, мешающий им придумывать свое же выступление, и опять же, подсказывающий простую скользкую дорожку внутряка. Вечеринки получаются убогими и несмешными, на них ходят, только потому больше делать нечего, а пить уже не хочется.

Понять амик можно. КВНщиков нужно загонять, организовывать, создавать досуг, контролировать, чтобы они не бухали и не беспредельничали. Хотя по честному, это не работает. Выпивка и общение - это до сих пор два основных кита ночной жизни фестиваля. Потому песни - танцы, потом ночные штурмы, тусовки в номерах, и только потом какие-то тематические пати и концерты в Хрустальном.

Мне кажется, ради эксперимента нужно сделать один фестиваль без мероприятий. Кому надо - подавайте заявки, организуйтесь, но никакого графика, расписания и обязаловки. Это ж квнщики. Если у них нет жажды самореализации, хотя бы даже только из тестостероновых побуждений, то что-то не так с самой игрой. Если вы боитесь, что они там будут делать кунилингус проституткам или шутить про путина, то они итак это могут сделать, - вы тут ничего не поделаете. На фестивале вообще много было социальной критики, и власти в том числе. Понятно, в основном, у молодых команд, но все равно, надежда на адекватность есть.

Второе. Не меняется организация. Это не претензия штабу или амику, я изнутри в это не лез, чтобы судить, почему и как происходит. Знаю,что парни в штабе в это время не спят почти, их винить не в чем. И это даже не их забота. Но ни одно из мероприятий, которое проводились за время фестиваля не прошло так, как задумано. Часть просто отменилась, часть прошла так, что лучше бы не проходила, часть стала чем-то иным, чтобы хоть что-то было интересное. Всегда есть какие-то парадоксы, типа дырок в бейджах, и запрете нахождения после 23.00 в Жемчужине квнщиков, живущих в других гостиницах. При том, что пол-фестиваля живет в других отелях и квартирах, а все интересные мероприятия фестиваля проходят после 23.00. Не знаю, отменилось это правило или нет, но пару дней полыхало среди команд.

Третье. Это относится не к изменениям, а к новым ощущениям. Мы приехали чемпионами, и это никак и нигде не было отражено. Чемпион не открывал фестиваль, его не представляли на какой-то чемпионской вечеринке. Часто команды устраивают такое сами, в том году у Спарты было очень пафосно, но у нас нет на это финансирования, не заработали пока. Даже на афишах концерта 12 января в Сочи нас не было. Не было нас и на лифтах Жемчужины, которые в этот раз были оклеены известными квнщиками. Даже оркестр, который встречаол финалистов в холле, сыграл все отбивки команд, кроме нашей. И на бале-открытии тоже. Понимаю, что ничего специально для чемпионов никогда не делалось, это я просто ожидал какого-то чевствования, что ли, не знаю. Пишу свои ощущения. Были бы помоложе, нас бы это, наверное, волновало. Но мы старые, опытные, плюс, благодаря песне "Первый фестиваль" итак участвовали во всех мероприятиях.

Это, конечно, не заговор, но это и не стечение обстоятельств. Это принцип работы амика, который должны понять команды. Хочешь что-то сделать - сделай это сам. Причем, штаб, все парни и начальство помогут распространить инфу, придут, - все друзья и хорошие люди, но как правило, как форматная составляющая, такая опция в рамки фестиваля не заложена. Если мы выиграем вышку еще раз, обязательно все сами продумаем)))). На будущее, советую амику сделать какой-то респектосик чемпионам - столы, номера, бейджи другие , - не знаю, но что-то, чтобы вся пирамида КВН понимала, что быть чемпионом это круто.

Так же точно не чувствовалось, что это тридцатый фестиваль. Никаких особых юбилейных вещей замечено не было.

Вместо этого Синергия каждому подарил по золотой медали, нивелировав значение медалей КВН еще глубже. Ну зато Луна получит, наконец,золотые медали КВН, если Мороз довез их до Москвы. Вот уж кто-то, а они должны были становиться чемпионами.

Что еще поразило? Не появилось ни одного стоящего места рядом с Жемчужиной, куда стоило бы сходить. Как будто время замерло в этом участке Сочи, даже деревья, кажется, не меняют форму, цвет и кривизну стволов. А так замкнутый круг: Иверия - Белые ночи- Стекляшка- Старый базар- Фрау Марта. Иногда рейды в Старгород. Мы для себя еще открыли сербскую кухню над Иверией.

Но вернемся к фестивалю. Это был фестиваль реформ. Донских приехал жечь глаголом сердца людей, и делал это каждый день. Он выслушивал квнщиков, обещал им, чтобы квн-продакшен отныне и навеки берется пристраивать таланты и зарабатывать вместе с ними. Он же запустил перестройки редактур. Составы редактур телелиг, кто не знает, найдете в сети. Ну и реформы по мелочи - в централки можно брать только команды с повышенным рейтингом, лиги можно рекламировать только на двери нрмера лиги в Жемчужине, ну и видимо, конец такстопу, по крайней мере в его привычном контексте (спасибо, Света Мудрик, извини, не успел сказать лично)- последнему рупору квна изнутри. Но даже не вдаваясь в суть изменений, сделано это было некрасиво. Многие лиги привезли агитационные материалы, штендеры, плакаты, листовки, промо, - и им запретили их распространять и ставить. а почему это не решить за месяц до фестиваля, или запустить со следующего года?

Та же история сповышенными рейтингами. Редакторам пришлось просто увеличить количество таких команд, чтобы набралось на центральные лиги. То есть, вместо качественного изменения снова запустилась методология.

Далее. Сидел в зале и на первом, и на втором туре, и еще резче стала разница между ними. Один и тот же юмор, одинаково сделанный, но заходит по-разному, а в большинстве случаев гораздо слабее. Причин несколько:

- Шутки знакомы, поэтому, реакция слабее. Тут на фестивале были предложения запретить так-стопы и трансляции, чтобы шутки детонировали во втором туре, но это бред. Люди найдут как узнать, что у кого разорвало, и все равно будут в курсе.

- Шутки переставлены местами, номера укорочены пересбиты, поэтому, все работает хуже. Это дело хронометража. Скажем, кому-то укоротили- стало лучше и плотнее, а тому же Флэш Роялю или той же Вятке за 3,5 минуты вообще ничего не сказать. И таких команд почти половина. Для кого хронометраж 3,5? Для миниатюрщиков? А в сезон просят концепции и свое лицо. Так дайте время лицо это показать. Я бы дал команда приготовить три самых смешных номера. Надоело - следующий. Снова следующий. Если после трех непонятно- а есть что-то еще? Да, дольше,зато объективней.

- Ну и главная причина по мне. Во втором туре ты смотришь на команды как бы глазами Василича. Представьте, что вы с мамой смотрите кино, и вам не ловко за каждый "жахаться в десны", неоправданную агрессию, сиськи, жопы, миниатюры, странную дурь и откровенный инфантилизм. Прибавьте к нему банальности, сыплющиеся из каждой команды, и наивные безосновательные запросы про возьмите нас куда-нибудь. И через такое сито проходит очень мало команд, кто правильно пересобрался, поменял шутки или сразу заходил со взрослой стороны.

Отсюда вопрос. Зачем второй тур? Почему нельзя всех отсмотреть за один тур, просто последние 100 команд смотрит Василич. Кто эти 100 команд? Финалисты централок, полуфиналисты первой, премьерка, вышка. Плюс показывают президенту на видео 10-15 команд, разорвавших первый тур до Василича.

Далее. Буш сейчас редатор первой, и нам приходилось согласовывать график с ним, когда писали выступление. Так я увидел изнутри деятельность редактора. Редактор первой лиги не может брать себе в лигу команды, какие хочет, потому что они могут понадобится вышке и премьерке. То есть, он должен отделить топ-50 на свой вкус и цвет. Но команды более оптимистичны. То есть, команд 70 будут надеяться на первый канал и не идти на контакт. В централках еще сложнее, там еще многое определяет география. Плюс есть команды даже повышенного рейтинга, которые ты не хочешь брать, ты не знаешь, что с ними делать или просто не твоё, а надо. Плюс куча инструкций и шаблонов, как надо делать лигу, как работать скомандами и прочее веселье для мазохистов.

Поэтому, я бы сделал редакторов свободными охотниками. Их задача на следующий год показать рост рейтингов у своих команд. Поэтому, они по ходу фестиваля набирают команды с самыми низкими рейтингами, но интерсными концептами или адекватными людьми, или фактурной линейкой, деньгами, ресурсами и т.д.. А команды, в свою очередь, идут к редактору, у которого максимальный рост по итогам прошлых сезонов. А уж какие конкурсы, испытания и технологии этот редактор будет применять, никого не должно волновать, кроме законодательства. Работает схема - растут команды. Редактору ведь нужно еще думать о собираемости зала, так как он вплотную работает с директором лиги. В этих качелях нет места излишнему догматизму и топропливости. Может быть, даже сделать третий тур, где каждая команда приходит на совет, и убеждает редакторов взять ее в нужную лигу, либо выбирает из свободных редакторов того, кто поможет. а остальные редакторы советуют.

Сейчас идет конкуренция на уровне лиг, директоров лиг, хотя на самом деле ее нет. Все основные редакторы всех основных централок уже давно на своих постах и так просто не уйдут. Как редактировали, так и будут редактировать. Чтобы реформировать редакторскую систему (тут не вопрос - надо ли, а вопрос, если), нужно очень много сил, чтобы преодолеть инерциюсуществующей системы.

Знаю, что вышку в этом году не будут трогать по формату, а вот с премьеркой будут изменения и по подготовке, и по съемке. Какие и как приживутся- будем посмотреть. То же самое будем посмотреть на отношения редакторов в лигах, на работу квнпродакшна и прочие новшества. Я знаю, что Женя Донских это читает, Жень, удачи тебе, надеюсь,ты понимаешь, какую скрипучую телегу ты хочешь переставить на новую колею. Мое мнение, что КВН нужно изменить так, чтобы облегчать командам жизнь с точки зрения организации, и усложнять с точки зрения творчества.

Причем, это не только по лигам, но и фестивалю. Все финалисты показали внутряк. Разный внутряк. Все привыкли, что будет общий блок финалистов и он собирается из легальных крошек в выступлениях команд, плюс, дописывают по мелочи. В этот раз Василич хотел полноценные визитки финалистов, но никому об этом не сказал. Как итог, Плюшек хотели остановить по ходу второго тура, и сейчас им нужно очень напрячься, чтобы вернуться хоть в какую-то обойму. Дороге пришлось резко сжимать булки, чтобы успеть залезть в галку и не рвать мостов. В итоге к концк второго тура первый ряд редакторов и Василич были чернее тучи. Первые минуты нашего выступления Василич сидел с каменным лицом, потом отошел и даже рвался местами. Но по общему итогу многие получили разнос после такого второго тура.

Мы знали, что будет много внутряка, поэтому, не было смысла делать правильное для телика выступление. Но у нас была рыба, которую можно порезать и доработать до формальной галки: новые генералы, Марфин, заступиться за Раис, плюс просто шутки про тусить или играть, понятные любому командировочному. Поэтому, мы совместили, разорвали, ушли достойно. Видео есть в сети, если что.

А вот Плюшки избрали другой путь. Стать королями тусовки. Надеюсь, это их осознанное решение, о котором они не жалеют, а не спонтанная эмоция, о которой хочется забыть. Это их выбор, чужой выбор всегда нужно уважать. Но чистый внутряк, по мне, должен ставить вважные проблемы, а не просто скакать по неисшученным темам. Важные внутряковые темы, раз уж так пошло. Теперь еще одно поколение будет видеть в Плюшках героев, пытаться повторить их путь, сыпать внутряк, рубить себе жизнь. А Плюшки еще вернутся, помяните мое слово, КВН так просто не отпускает.

Особенной вишенкой на торте странных решений выглядит выступление абхазов. Они применили все свои связи, навыки и вес, чтобы встать последними на втором туре. Хотя всегда закрывает чемпион. Они привезли орден президента Абхазии, они были первым примером, что команды прошлого могут приезжать и немного пошевелить свою молодость, разбавив молодой внутряк фестиваля другими лицами. То есть, все было на мази, кроме, видимо, вот этой непонятной гордости и пафоса. Плюс необоснованный мат в выступлении. Итог - тишина, никакого эфира, плохой пример остальным старичкам, и последний мазок ада для Василича на втором туре.

Естьсреди редакторов предложение запретить внутряк всем, кроме чемпионов. Типа, вот выиграл - имеешь право собираться сливки с квнщиков. Но тогда, может получится, галка без чемпионов. Да и остальные, кто хочет прощаться тоже, потому что галка сегодня- это отбор в вышку. Я бы предложил другую идею. Чемпион пишет гимн фестиваля и закрывает с ним галку. На любую музыку, свою, чужую. Этакий КОП, возможно с внутряками и околовнутряками, но подводящими итог сезону, и открывающими следующий. Все равно же проблемы с закрытием, оно всегда идет по пути наименьшего сопротивления, уже давно не закрывают звезды, или не пишется что-то особенное. Короче, есть тут пространство для маневра. Хотя, скорее всего, сейчас "Первый фестиваль" закрепится, как гимн, и будет новым "Ветром перемен", и главная интрига будет - кто споет какую-нибудь одиозную строчку.

Извините за многобукв. Если что, меня можно читать частями, мне не больно.

О! Чуть не забыл. В Жемчужине все время идет борьба элитарности с демократией. В былые времена Дайнер был местом архипафосным, ибо позволить себе такие цены могла только гастролирующая вышка или топ-директора. Сегодня дайнер - это самое демократичное заведение, где вместе бухают все лиги, директора и прочее. Из автономных закрытых территорий остается только Склеп, но и в него уже вход есть дофига у кого. Поэтому, возникла тяга к новой эгалитарности. Во-первых, мало кто знает, но за Дайнером есть еще банкетный зал Кристалл,- привет "заговорщики". Во-вторых, я это заметил на этом фестивале, таким местом стал ресторан "20.16", где праздновал день рождения Новацкий и запирались приехавшие вип-старички. Прибыло и в демократичных тусовках - лобби бар на первом прочно занял свое афтепатишное место в графике квнщика, пытающегося дотянуть до завтрака. И как всегда, эти места- лучшая часть фестиваля, и разговоры там самые смешные и веселые, потому что это все возможно только раз в год.

Я для чего это пишу? Я люблю фестиваль, и буду его любить независимо от критики или брюзжаний, но всегда хочется что-то сделать лучше. И если с бытом Сочи и совковостью персонала мы сделать вряд ли что сможем, эволюция - это процесс не быстрый, то хотя бы собственный движ на фестивале можно сделать эффективней.

Ведь какая цель фестиваля? Смотр команд и распределение их по лигам по итогам прошлого сезона. Плюс смотр молодых. Теоретически, все это можно сделать на основании мнения редактора - вот вам список моих финалистов, эти и эти крепкие, рекомендую их в первую лигу и выше. Но, видимо, есть подозрение, что редактора на местах часто проталкивают свои команды, жюри и залы необъективны, поэтому, Василич хочет лично мониторить самородков и выносить по ним вердикты. Хотя в результате им все равно так или иначе манипулируют редактора везде кроме Вышки.

Важно то, что при этом появляется редакторская конкуренция, как по пропихиванию своих команд дальше, так и по формированию собственных лиг. Важно сравнение редакторов, вот только сегодня оно не имеет никаких выводов. Я уже говорил, все слишком прикипели к своим лигам, все главные редактора основных централок становятся все старше, между такими лигами нет текучки, поэтому, складываются цепочки. Хочу в премьерку- иду в лампу. Хочу в вышку - идут в международку или первую. Хочу в премьерку - иду к гуликову в Краснодарку. И т.д.. То есть, всегда команда выбирает себе редактора. Не всегда осознанно и здраво, часто не сопоставляя свой стиль и команды, которые вышли из этой лиги. Вот в этом месте, мне кажется, нужно команды консультировать. Что ты хочешь? Как ты хочешь? А кто за тебя такого готов взяться?

Сегодня это решается в узких переговорах в дайнере и прочих радостных местах, собственно, почему ночная жизнь сравнима по важности с выступлениями. Но представьте, что футболисты, отыгравшие сезон, не попадают вследующую лигу в случае победы, а должны показать, как они умеют играть в футбол. А зачем мы играли прошлый сезон? Конечно, КВН штука менее стабильная и более субъективная, но всегда распределение команд по лигам вызывает вопросы. Хотелось бы комментариев по вышке и премьерке - почему именно эти. Почему вот "Без консервантов" не в вышке, например? Почему "Такая история" - вышка, а "Сурский край" - премьерка? Что нужно сделать командам, чтобы точнее метить в телевизор или нужную лигу. Вплоть до штурмов с редакторами по изменению концепта и прочее. Помогли бы мастер классы, на которых быразбирали кейсы конкретных команд, их ошибки или, наоборот, правильные действия.

Короче, цель - чтобы юмор и люди, от души желающие его делать, получали больше кайфа, а КВН больше шуток и более качественные игры. Понятно, что никогда КВН не будет жесткой системой с железно зафиксированными правилами, но ведь экспериментировать все равно надо. А сегодня при таком огромном количестве лиг, нет никакого разнообразия в их внутреннем устройстве. Нет экспериментальной, скажем, чувашской лиги, где можно говорить "жопа". Нет экспериментальной тамбовской, где команды сами решают, кто прошел , кто вылетел. Или лиги, где играют спектакли и учат писать стихи. Нет лиги, где учили бы абсурдные команды делать шаг навстречу человечеству. Нет питерской школы КВН, до сих пор, даже не сравнимой Ламы, а хотя бы выдающей какое-то количество хороших команд в год. То есть, культурная столица просто массово не работает на игру, несмотря на бэкграунд.

У меня нет ответов на многие вопросы, у меня нет информации по многим вещам, поэтому, делать выводы я не буду. Как говорится, КВНу на мое мнение пофиг. Но у меня есть желание поработать редактором в какой-то лиге в Москве или близко, чтобы посмотреть изнутри, с чем нужно работать на самом дне, а еще лучше не на самом, но там, где еще что-то можно поменять и объяснить. Я не Денис Косяков, когда фыркаю, всегда думаю, как помочь. Кстати, Денис, ты ж тоже читаешь меня. А почему бы тебе не выбрать команду из премьерки или вышки и не пройти с ними как автору или даже актеру этот сезон, и вот тогда уже написать, что, почему и зачем. Слабо?

Плюс, интересен опыт Буша и Тарарыкина в первой, у обоих есть искреннее желание помочь, посмотрим, как быстро стухнут глаза или, наоборот, загорится новая надежда. Как ни крути, КВН -это система, а значит,подвержена циклам и волнам. Хочется, чтобы новая волна не просто внесла нотки хаоса в КВН, но и вывела его на какой-то новый интересный уровень.

Корочееееее.... Всем спасибо за фестиваль. Как всегда в январе, я сколько-то побыл дома. Это все еще лучшее место на земле)))




Все тэги: 2019, КВН, Сочи,

Оставить комментарий:

Темный поиск:

Темные тэги: